В 2010 году Правительство РФ внесло в Правила дорожного движения ряд поправок, одна из которых вызвала значительное недоумение среди как автолюбителей, так и водителей-профессионалов. Речь идет о поправке в пункт 19.5 Правил Дорожного Движения Российской Федерации, после которой он излагается в следующей редакции:
- 19.5. В светлое время суток на всех движущихся транспортных средствах с целью их обозначения должны включаться фары ближнего света или дневные ходовые огни.
Данная мера, в общем-то, была принята с большим опозданием, относительно большинства развитых стран мира, где подобные нормы действуют уже несколько лет, как например в Евросоюзе.
Но что все-таки необходимо включать днем: габариты, ближний, противотуманки или еще что-нибудь?
Начнем с того, что предназначение внешних осветительных приборов автомобиля — «увидеть и быть увиденным». В светлое время суток первая часть этого девиза, бесспорно, теряет свою актуальность. А вот задача «… быть увиденным» как раз и является основной.
При включении габаритных огней, особенно при ярком солнце, мало кто из окружающих вообще заметит, что они у вас включены, ибо сила излучаемого света 5-ваттными лампочками рассчитана на отсутствие иных источников освещения, то есть на ночное время суток, когда даже огонек от восковой свечки можно заприметить за пару километров.
Автомобиль с включенным ближним, даже неприметного цвета , будет обнаружен наблюдателем на несколько десятков метров дальше, чем при движении с выключенными фарами. Но поездки с постоянно горящим ближним светом имеют несколько минусов, преимущественно экономического характера. Во-первых, значительно сокращается интервал замены лампочек. А многие автовладельцы предпочитают не экономить на мелочах, приобретая качественные лампы, которые имеют соответствующую стоимость. Во-вторых, при включении ближнего света работают также габаритные огни и подсветка приборной панели, что, учитывая потребляемую этими лампами мощность, увеличивает расход топлива автомобиля.
Использование же дальнего света к вышеперечисленным проблемам добавляет к вышеперечисленным недостаткам еще и тот факт, что вы будете слепить на коротких дистанциях едущих впереди, что вполне резонно может вызвать их недовольство.
Мощность ламп в противотуманках такая же, что и у ламп ближнего света (в стандартном варианте — 55 Вт), а значит, все вышеперечисленные минусы сохраняются. Помимо того, правильно настроенный световой пучок противотуманных фар имеет меньшую дальность, так что эффект от их использования будет даже меньше, чем у ближнего света. А на многих автомобилях противотуманки, по штатной схеме подключения, вообще работают только при включенном ближнем свете.
Но, как известно, прогресс не стоит на местеи все чаще в автомобили производят установку дневных ходовых огней. Их основное отличие от прочей штатной светотехники заключается в использовании в качестве источников света специальных светодиодов и особый алгоритм работы, при котором дневные ходовые огни включаются автоматически при запуске двигателя. При этом они отключаются при включении ближнего света или выключении двигателя. Таким образом, решается сразу несколько проблем. Во-первых, можно просто не думать, включены/выключены фары или нет. А во-вторых, применяемые в дневных ходовых огнях светодиоды имеют на порядок меньшее энергопотребление (от 1 до 3 Вт каждый) при большей светимости.
Еще одно преимущество дневных ходовых огней обусловлено тем фактом, что система разрабатывалась именно для обозначения автомобиля на дороге в светлое время суток, а, следовательно, имеет большее, по сравнению с ближним светом, видимое другими участниками движения количество света, но при этом, в отличие от дальнего света, с одной стороны не слепит окружающих, из-за иной формы светового пучка, а с другой стороны ощутимо увеличивает дистанцию обнаружения автомобиля.